Башкирский мифологический персонаж Шурале

.

Источник: З.Г.Аминев. Башкирский мифологический персонаж Шурале // Семья и семейные традиции у народов Башкортостана. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Учалы. 5 марта 2008 г. – Учалы, 2008. – С.9 – 14. 

Когда говорят «шурале», то все сразу вспоминают одноименную поэму великого татарского поэта Г.Тукая, благодаря которому этот демонологический персонаж башкирской и татарской мифологии стал очень популярным и известным.Кроме поволжских татар и уральских башкир, похожие на шурале демонологические персонажи имеются у чуваш, мари, удмуртов, коми. По мнению татарского исследователя Ахметьянова Р.Г., слово шурале восходит к чувашскому языку и означает«половинник». Наличие же мифологических персонажей шурали у казахов и шурале у башкир, этот автор, не приводя каких-либо аргументов, считает заимствованием из татарского [1, С.11-12; 2, С.48-50].

 Другой исследователь из Казани С.С.Шамси, не согласен с мнением Р.Г.Ахметьянова о том, что шурале получил свое развитие от «половинника» (ярымтык) и по существу, они один и тот же персонаж, только имеющие разные названия. Несмотря на некоторые разногласия с Р.Г.Ахметьяновым по поводу различий между шурале и ярымтык, С.С.Шамси, в целом солидарен с ним и считает, что шурале исконно татарский мифологический персонаж, возникший на базе сармато-аланских предков булгар, от которых, впоследствии по наследству, перешедший к татарам Поволжья, и что шурале знают только татары. С.С.Шамси пишет, что этот мифологический персонаж имеет самое большое распространение в Татарстане, т.е. в землях древнего Булгарского государства, что, в свою очередь, как считает указанный автор, является показателем того, что шурале является образом, созданным древними булгарами – предками татарского народа.

Продолжение в источнике: http://urgaza.ru/library-portal/articles/290/1800/

Copyright © Казань-Космопоиск 2002 - 2023. При копировании материалов гиперссылка на "Казань-Космопоиск" обязательна.