Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Философия уфологии в новом миропонимании

.

НЛО – величайшая научная проблема нашего времени (Дж. Мак-Дональд)

Сегодня говорить об НЛО (неопознанных летающих объектах), уфологии, философии уфологии гораздо легче, но вместе с тем и труднее, чем 20 лет назад. Опубликовано много научных статей, журналов, книг в России и за рубежом по этим проблемам. Вышли в прокат документальные и художественные кинофильмы, телевидение показывает сюжеты на уфологические темы. На сайтах Интернета можно посмотреть видеоролики, читать высказывания очевидцев. Возникли государственные и общественные уфологические организации во многих странах мира, проводятся симпозиумы, конференции, семинары, ведется учеба уфологов. В нашей стране издана даже энциклопедия уфологии. Однако есть и трудности.

Пока нет единой написанной истории уфологии, нет биографических справочников о деятельности отечественных и зарубежных уфологов, нет учебников по уфологии. В московской уфологической школе «Базис» в 1991 году вышли 16 учебно-тематических брошюр разных авторов и краткое учебное пособие В.Г.Ажажи «Основы уфологии» [1], изданное небольшим тиражом в 1995 году.

В духовную жизнь граждан СССР, США и других стран в середине XX века неожиданно резко и бурно вошла проблема НЛО. У людей как будто внезапно открылись глаза, они стали видеть странные летающие объекты. Возникли естественные вопросы – что такое НЛО? Откуда они, что они здесь делают?

По мнению петербургского уфолога М.Б.Герштейна: «НЛО стары как мир» [2, с.126]. Автор описывает много необычных встреч людей с НЛО. Вот, например, случай с американскими военными, которые еще в 1942 году атаковали НЛО над Лос-Анджелесом, ошибочно посчитав их вражескими самолетами. Несколько часов зенитные пушки расстреливали группу зависших над городом НЛО, но не было сбито ни одного аппарата, хотя артиллеристы израсходовали около полутора тысяч снарядов. Надо полагать, что говорить открыто об НЛО среди военных было запрещено, а в гражданском обществе – считалось неприличным.

Лишь в 1947 году вышло официальное сенсационное сообщение о наблюдении группы из девяти НЛО в США. С этого времени берет начало американская уфология, в нашей стране признают рождение науки об НЛО немного раньше. Так, по свидетельству одного из пионеров отечественного уфологического движения Ф.Ю.Зигеля, «Изучение НЛО в СССР началось с 1946 года, когда инженер и писатель-фантаст А.П.Казанцев высказал гипотезу о том, что Тунгусский взрыв 1908 года был вызван аварией инопланетного летательного аппарата … Первые научные дискуссии вокруг этой смелой идеи начались в 1947 году» [3. с.14]. Другой крупный российский подвижник и организатор уфологии В.Г.Ажажа признает огромную заслугу К.Э. Циолковского-философа, выдвинувшего в 1928 году гипотезу о «существовании в космосе множества высокоразвитых цивилизаций, о возможностях их влияния на земную жизнь» [4, с.249].

Если уфология объявила себя наукой, то она подпадает в сферу исследования философии науки, которая анализирует научный статус и структуру каждой науки, их перспективу, методологию и принципы, причастность к решению антропологических проблем. Так, не выполнение такого критерия научности как повторяемости эксперимента, входящего в принцип эмпирической обоснованности, «парапсихология, уфология и т.п.» [5, с.88] не могут быть признаны экспертами полноправными научными направлениями. В рамках современного уровня науки доказательное экспериментальное исследование явления НЛО оказывается невозможным.

Подробно об этом социальном казусе говорит В.А.Чернобров в своей статье «Уфология и наука», оптимистично определяя возникшие трудности как «комплекс сложных взаимоотношений между уфологией и «официальной наукой», выражающийся в последовательном признании факта существования НЛО» [6, с.372].

В.Г.Ажажа связывает данный статусный конфликт с кризисом современной науки, считает, что нужна работа по «формированию у студентов широкого мировоззренческого и критичного подхода к устоявшейся парадигме науки, основанной на «эгоцентризме», где высшим и единственным «царем природы» является человек. Осознание воздействия уфогенного фактора на природу и социум создает предпосылки для формирования культурной и полезной для общества личности» [1, с.7].

Согласно накопленной в уфологии статистики по наблюдению НЛО, можно с большой уверенностью заявлять, что НЛО:
1) это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях, необъяснимая оптическими аномалиями в земной атмосфере;

2) наблюдаемые в небе над Россией НЛО укладываются в известную зарубежную классификацию. Над городами и странами летают диски с металлическим оттенком, светящиеся шары, странные "сигары".

И еще, уфологическая проблема сильно задевает религию и политику. Вопросы взаимоотношений между уфологией и религией, уфологией и политикой анализирует в «Энциклопедии уфологии» Вадим Чернобров. Например, иеромонах Серафим (Роуз) в брошюре «НЛО в свете Православной веры» объявляет уфологию новой религией. Возникло агрессивное движение верующих под вывеской «ЭНИО-УФО», призывавших к радостной встрече с Богом и Братьями из космоса. Но эти же люди стали совершать десятки поджогов и покушений на жизнь уфологов. Таких В.Г.Ажажа назвал уфоманами [1, с.39]. В Москве о. Михаил Вавилов с начала 1990-х годов регулярно обрушивается с критикой на очевидцев НЛО, вступивших в «бесовские контакты».

Г.И.Куницын, автор работы «НЛО: Философский аспект», фактически сделал первые шаги на пути философского осмысления уфологии. Он пишет, что «Контакты землян с инопланетными цивилизациями, которые когда-то станут обычным делом, разумеется, положат конец как религии, так и идеализму (в их же существующих формах). Гносеологическая же мифология, конечно, сохранится и далее. Поскольку заблуждения – тоже неизбежная ступень познания. При постоянном изменении их уровня они – вечны, ибо возникают «на живом древе познания» (Ленин) » [7, с.21]. Ссылаясь на открытый Г.Гегелем закон единства и борьбы внутренних противоположностей, Куницын поясняет роль внешней среды на социальное развитие. «Среда: 1) может помогать развитию явления; 2) мешать и даже деформировать, а то и совсем убивать его; 3) оставаться к развитию явления нейтральной. Только в третьем случае – при нейтральности – любое явление развивается нормально…» [7, с.27]. Умные и ответственные политики понимают, что открытый контакт с высокоразвитыми пришельцами может привести к фатальным для землян последствиям. Поэтому государственные власти успехам уфологов не радуются, т.к. признание существования на Земле пришельцев из далеких внеземных цивилизаций может принести им дополнительную работу, умных пришельцев не обманешь, и еще придется им подчиниться. Надо откровенно согласиться с очевидной мыслью, что к встрече с высокоразвитыми разумными существами земляне пока не готовы.

Любая наука, в том числе уфология, имеет строго определенную структуру, включающую: субъекта исследования, объекта и предмета исследования, средства и методы исследования, научные результаты.

Субъектом уфологического исследования выступают как отдельные ученые, так и научные сообщества. Например, в СССР появлялись и исчезали инициативные группы, комиссии по изучению НЛО, а ныне в России существуют объединения уфологов: «Союзуфоцентр», «Международная уфологическая ассоциация (МУА)», «Академия информациологической и прикладной уфологии (АИПУФО)», «Космопоиск» и др.

В истории становления уфологии выделим два этапа. Первый – (сер. 1947 - начало 1990 г.) – можно связать с научным направлением, объектом изучения которого выступал феномен НЛО (при этом проблема гуманоидов, пилотов НЛО несколько оставалась в тени). Уфология главным образом определялась как наука по исследованию проблемы НЛО. Советские философы, зажатые в идеологических тисках, в этот период не были готовы к свободному осмыслению проблем уфологии. Но все-таки медленно шло формирование категориальной системы в уфологии, определялись контуры методологии уфологической науки, кажется, никто не думал о создании уфологической картины мира и рождении в скором будущем нового миропонимания. Фактически стали формироваться элементы философии уфологии как основание учения о природе и сущности НЛО. Известный отечественный уфолог Ю.А.Фомин пишет, что ему «пришлось заниматься проблемой НЛО с 1956 года», однако «реальных объяснений его природы найти не удалось» [8, с.158]. Зарубежные исследователи выдвинули свои версии: Аллен Хайнек  трактовал феномен НЛО новым видом параллельной реальности; Жак Валле – видел в НЛО проявление неизвестной силы, изучающей землян; американский уфолог Тревор Джеймс объявил НЛО живыми организмами, существующими в плазменном состоянии. Многие авторы «пишут о плазменной природе НЛО» [9, с.186]. Выдвинутые на первом этапе три главные научные гипотезы происхождения НЛО: 1) инопланетная; 2) земная; 3) полевая, – не получили доказательного подтверждения. Необходимо отметить, что параллельно с уфологией, решавшей проблемы НЛО и связанных с ними разумных существ, велась альтернативная исследовательская работа в астрономии по проблеме поиска жизни во Вселенной. О значимости этого научного направления говорит тот факт, что Международным астрономическим союзом в 1982 году было решено создать постоянную комиссию «Биоастрономия». Астрофизик И.С.Шкловский в условиях жесткой репрессии по отношению к уфологии по-своему ставил и решал проблемы поиска разумной жизни в космосе, написал удивительную книгу «Вселенная, жизнь, разум», которая с 1960-х переиздается до сих пор.

Второй этап развития уфологии (1990 - до наст. времени) – можно связать с теоретическим анализом, систематизацией, осмыслением огромного накопленного материала, собранного за многие годы от очевидцев, дальнейшим становлением уфологии и философии уфологии. Наука уфология без философии обретает вид, сформулированный сегодня в Интернете на сайте Википедии как «деятельность по сбору и анализу сообщений о наблюдениях неопознанных летающих объектов». На подобную каверзную научную односторонность давно обратил внимание Ю.А.Фомин: «Сбор и обобщение фактов наблюдения НЛО не может привести к объяснению этого явления» [8, с.158]. На наш взгляд, вполне корректно философия уфологии может развивать два равноправных, относительно самостоятельных и узких, учения: 1) учение о природе и сущности разумных существ,  обнаруживающих себя в НЛО; 2) учение о физической (психофизической) модели НЛО. В широком плане философия уфологии должна заниматься разработкой учения о космической жизни, стремиться к объяснению иерархического устройства ее космоноосферы, космобиосферы, космотехносферы и космоэкосферы, продолжая научные традиции русских космистов Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского и др. Думается, что проблемы уфологии, как и проблемы антропологии, можно решать лишь в комплексном единстве естественных и гуманитарных наук. Вероятно, появится новая наука, которая объединит под свое крыло, единое основание, – антропологию и уфологию.

Уфология постепенно обретает не просто современную грамотную научную структуру, а ученые ищут ее важное прикладное антропологическое будущее. Если началось освоение космоса, то когда-то произойдет встреча человека с иными цивилизациями, готовиться к этому надо заранее. Возможно, нам уже подают знаки. Однако необходимо еще разобраться в теоретических вопросах уфологии, понимании рождающихся в ней новых терминов и формулировок.

Рассмотрим новое определение уфологии, данное В.Г.Ажажа и повторенное В.А.Чернобровым в упомянутых выше работах. «Уфология – это научное направление, изучающее генезис и воздействие на биотехносферу Земли и на другие пространства Вселенной неизвестных форм разумной жизни, обнаруживающих себя в НЛО и связанных с ним антропоморфных и других феноменах» [1, с.40], [6, с.387].

Согласно приведенному определению, получается, что предметами исследования уфологии являются: генезис неизвестных человечеству форм разумной жизни, которые перемещаются на НЛО, а также воздействия неизвестных разумных существ на биотехносферу Земли и на другие пространства Вселенной. Значит, необходимо изучать неизвестно кого, так как в руках ученых нет ни одного материального представителя, относящегося к неизвестной форме разумной жизни? Данная неопределенность породила группу людей, которые объявили себя знатоками инопланетян, с которыми якобы могут общаться телепатически. Современная академическая наука сторонится исследования данного направления, телепатической формы информационного взаимодействия, присущего живым сообществам. Развитие телепатических способностей у людей, опыт общения без речи и знаков в человеческой культуре почти отсутствуют. Возможно, в будущем будет развиваться сам универсальный человек, 
возрождая свои забытые телепатические и другие уникальные способности, люди не должны ограничиваться только на развитии чуждой человеку искусственной техники. Ученые и философы в наше время еще толком не разобрались с природой человека, еще нет общей теории человека, еще нет единой науки о человеке. Наука не готова решать даже насущные вопросы с земным разумным существом, т.е. человеком. Например, рост населения Земли и экологическое загрязнение перевалили за допустимые пределы, что может грозить неминуемой катастрофой – самоуничтожением человечества. Государства мира не знают что делать. Спасут ли нас пришельцы? Это нам неизвестно.

В.Чернобров в статье «Уфология и наука» сообщает, что «В 1990-х годах В.Ажажа подчеркивал, что проблема НЛО «сегодня является внепарадигмальной, следовательно, она еще не достигла статуса научной». Но это не должно смущать криптофизиков (уфологов), которые обязаны способствовать изменению ее статуса, то есть расширению парадигмы и включению проблемы НЛО в новую, расширенную парадигму» [6, с.376]. Выходит, что новая парадигма еще не созрела, поэтому уфологам обижаться на официальную науку не приходится. Возможно, уфологи забегают далеко вперед, предвидят реальные встречи с инопланетянами, готовят землян к парадоксальному общению с ними? Итак, предметом познания современной уфологии стали неизвестные человечеству летательные аппараты странной формы, целевое и высокоразвитое поведение которых пока не поддается разумному человеческому объяснению. Надеемся, что в будущем ученым-уфологам предстоит изучать загадочных гуманоидов, места их обитания и культуру.

Известно, что объект познания по своему объему и содержанию шире, чем предмет познания. Можно сказать, что объект познания – это определенная целостность, а предмет познания – часть этой целостности. Объект исследования – та часть реальности, которая исследуется научным сообществом. Приведем определение объекта исследования, данное В.Г.Ажажа: «Объектом исследования в уфологии выступает уфосфера – это среда, откуда поступает информация об уфологической ситуации» [1, с.40].

Итак, что представляет собой уфосфера? Фактически, это окружающая человека среда, к которой в широком смысле относится космическое и околоземное пространство, водная среда и недра земли, куда, возможно, также проникают НЛО. Заметим, что уфосреда содержит три необходимых компонента: наличие НЛО, присутствие наблюдающего человека (или фиксирующего прибора) и конкретной ситуации (например, определенное время и место пребывания НЛО, экспертиза места посадки НЛО, оценка высоты зависания объекта и т.п.).

Предмет познания – это те свойства и закономерности, которые ученые исследуют в объекте познания. Один из актуальных предметов уфологического познания В.Г.Ажажа сформулировал так: «Задача (цель) уфологии – выявление закономерностей и формулирование законов влияния уфосферы на развитие биотехносферы и, в частности, на устойчивость развития общества» [1, с.40].

Что такое биотехносфера? В общем случае это единая взаимодействующая совокупность биосферы и техносферы. Под биосферой в экологии человека понимается «область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы (аэробиосфера), всю гидросферу (гидробиосфера), поверхность суши (террабиосфера) и верхние слои литосферы (литобиосфера)» [10, с. 49]. Техносфера – это «часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (здания, дороги, предприятия, водохранилища и др.). По мнению некоторых футурологов, в перспективе вся биосфера превратится в техносферу» [10, с.377]. Уфологи знают, что НЛО тяготеют к энерготехническим системам, например, способны во время пролетов над городскими жилыми массивами отключать электроснабжение. НЛО по неизвестной человеку причине могут неожиданно воздействовать на электропоезда, автомобили, самолеты, корабли.
Среди общих методов научного познания известны системный и ситуационный подходы. Одним из первых авторов, предложивших использование в современных исследованиях НЛО понятия уфологической ситуации, является В.Г.Ажажа. Приведем его определение: «Под уфологической ситуацией следует понимать появление сообщений с мест наблюдений или воздействий на людей, технику и природу НЛО и связанных с ними феноменов» [1, с.40]. Современный накопленный уфологический опыт дает основание предполагать, что НЛО обладает признаком разумности, может проявлять себя агрессивно к людям и быть угрозой обществу. Поэтому необходима исследовательская работа уфологов, деятельность которых, к сожалению, во многих странах никак не стимулируется. Часто в уфологической ситуации впервые оказываются случайные граждане, перегруженные психологическими эмоциями, мифологическими и мистическими предрассудками, неграмотные в уфологии. Ждать от таких людей объективную информацию не приходится. Поэтому справедливо замечено, что «Сегодня сенсором информации в уфологии является, в основном, человек (субъект). Необходимым видится переход от субъективных к объективным (машинным) методам. Информация должна перерабатываться по заданной модели (программе). Ложная модель (программа) приведет к появлению ложной информации…» [1, с.40].

Теперь рассмотрим средства и методы исследования феномена НЛО.
С конца 1980-х годов отечественная официальная наука отказалась от участия в изучении НЛО, вследствие чего познание проблемы НЛО всецело перешло в руки энтузиастов, большая часть которых не владела даже простыми научными методами, не говоря о сложных гносеологических и методологических подходах, причем увлеченные исследователи не имели и подходящего технического инструментария. Все-таки среди массы уфологов появились лидеры, которым удалось многие годы направлять пытливый дух самоотверженных энтузиастов, были созданы общественные научные сообщества уфологов во многих регионах России и СНГ, проводились научно-технические конференции на региональных и международных уровнях.

В трудных условиях адаптации к изучению проблемы НЛО стали выискиваться подходы к познанию данного феномена. Человек словно из своего бездонного подсознания вынимал пройденный далекими предками опыт. Люди доверялись своим мистическим, мифологическим, религиозным, интуитивно-философским, ясновидческим, экстрасенсорным, всяким нелогичным порывам в поисках ответа на свои важные уфологические вопросы.

Одним из главных «измерительных» инструментов уфологов стала простая «волшебная палочка», названная неизвестным автором биорамкой. Например, нужные уфологам бинокли в нашей стране были дефицитным товаром, поэтому их в магазинах не было, а элементарную рамку можно было изготовить самостоятельно и быстро из куска проволоки. По утверждению известных специалистов по биолокации Н.Н.Сочеванова [11] и А.И.Плужникова [12], данным прибором можно находить места посадок НЛО, размеры аномальной зоны, численность экипажа НЛО и т.п. Естественно, таким методом получить объективные и достоверные знания невозможно, а субъективные представления не проверить, они считаются для науки непригодными.

В уфологии активно используется и развивается парапсихологическое направление – телепатическая связь. Появились исследователи, которые себя называют контактёрами (или контактантами) и умеющими, по их мнению, вести диалог с разумными существами внеземных цивилизаций [13] – [15]. Этот психологический метод также относится к субъективному познанию, т.к. полученные телепатическим способом знания, информацию никакими приборами не проверишь. В зоопсихологии известно, что простой мысленный «разговор» может устанавливаться, например, между человеком и дельфинами, человеком и морскими котиками [16, с.70-73].

Для исследования мест посадок НЛО разработаны Ю.Г.Симаковым научные подходы – биологические методы «биоиндикации» и «биотестирования» [17], позволяющие по состоянию микроорганизмов, круглых червей, моллюсков и растительности в аномальной зоне характеризовать размеры и физико-химическую структуру оставленного следа. Кроме того, такие аномальные участки проверяются дозиметром на наличие радиоактивного фона. Множество античных изображений антропоморфных фигур в необычных одеяниях, напоминающих скафандры, а также ряд техногенных находок в древнейших геологических пластах, соответствующих доисторическим эпохам, когда разумного человечества еще не было, дало повод и основание для рождения современной гипотезы о контактах древних людей с пришельцами иных миров, что послужило поводом для рождения современного научного направления – палеоуфологии. Данное направление успешно развивают отечественный ученый В.И.Авинский [18] и зарубежный уфолог Э.Дэникен [19].

В 1980-х годах итальянский ученый Лучиано Боккони три года вел фотосъемку с использованием датчиков альфа, бета и гамма-излучений, магнитометров и других приборов на высокочувствительную пленку. Фотоснимки Боккони фиксировали эфирные формы жизни, плазматические сущности, светящиеся существа, невидимые человеческому глазу. Отечественный ученый-геофизик Л.С.Прицкер в 1991 году выпустил брошюру «НЛО: За гранью видимого», где свои фотографии, аналогичные снимкам Боккони, назвал сенсографиями, которые «показывают, что информация поступает (из Ноосферы к сенсетиву. – Р.И.) в виде потока маленьких энергетических шаров, соединенных друг с другом тонкой энергетической линией по фронту распространения» [20, с.17]. Попытка Прицкера дать объяснение зафиксированному феномену, используя восточные мистические учения, не вызывает понимания в научной среде. Дальнейшая перспектива исследований в данном направлении уфологии нам неизвестна.

Уфология относится к междисциплинарному научному направлению, взаимодействующему с десятками общих и частных наук [6, с.374]. Составлены классификации НЛО по формам, размерам, цветам поверхностного излучения. Однако в научно-технических лабораториях нет ни одного экземпляра НЛО, чтобы исследовать его части: материал конструкции НЛО, устройство движителя, энергетику, управляющую систему, программно-информационную базу НЛО. Особую загадку представляют необычные свойства и структура светового луча, прожектора, исходящего от НЛО [1, с.28-29]. Проведена и классификация уфонавтов (пришельцев). Их условно делят на гуманоидных (человекоподобных) и негуманоидных (всех остальных), а также классифицируют по росту (карлики, нормальные, гиганты), цвету (серые, зеленые, черные), физической структуре (биологических, плазмоидных) и др. 
Открывается фантастическая перспектива для изучения генезиса пришельцев, их образа жизни, интеллекта, языка, мышления, социального устройства и т.д.

Среди уфологов распространена гипотеза о «генетической» связи НЛО с антропоморфными разумными существами, которые опередили человечество по уровню развития на большое число иерархических порядков. Еще Джордано Бруно отстаивал идею о множественности миров, говоря не только об их количественном смысле, но и принципиально качественном, например, мыслящие цивилизации могут быть не обязательно гуманоидными. Многие современные ученые придерживаются этой точки зрения. С таким представлением дискутирует Г.И.Куницын, он считает, что «при общности законов развития материи разум может возникнуть, при благоприятных для него обстоятельствах, лишь в форме человека. Только это существо – совершенство, способное создать цивилизацию. Только такая форма – универсальна» [7, с.36].

В уфологии развивается важный прикладной раздел, называемый техникой уфологической безопасности [1, с.42-48]. Имеется в виду защита человека от пагубного влияния энергетики НЛО, в частности, нужны меры предосторожности для уфологов, исследующих места посадок НЛО, круги на полях и др. Грамотное поведение людей при встречах с НЛО – гарантия сохранения их здоровья и жизни. Философия уфологии должна содействовать развитию не только научных аспектов уфологии, но и формированию уфологической картины мира, нового мировоззрения, распространению уфологического знания во все культурное 
пространство цивилизации.

Уфологическая картина мира – это конкретно-научная картина мира, включающая определенную систему уфологических знаний, концепций – факты, гипотезы и теории НЛО, связанные с объяснением их целевых, функциональных и динамических свойств; с экологической точки зрения важно знать формы и виды воздействия НЛО на окружающую среду, в том числе на человека; мы должны иметь объективные данные насчет физических, психологических и информационных следов НЛО. Уфологические знания естественным образом проникают в воспитательную и образовательную системы, создают духовно-психологическую направленность в отношениях людей к НЛО. Эволюция сознания человека не прекращается, наверное, не ошибемся, если скажем, что началось зарождение уфологического сознания и понимания: жить в Природе нужно с соблюдением экологического 
императива: быть ответственным за своих «младших земных собратьев» и перед «старшими космическими собратьями».

Доктор философии Р.Л. ИСХАКОВ

Литература:
1. Ажажа В.Г. Основы уфологии. Учебное пособие к изучению курса «Концепции современного естествознания».
Для студентов Института государственного администрирования. – М.: Институт гос. админ., 1995. – 49 с.
2. Герштейн М.Б. По ту сторону НЛО. – СПб.: «Издательство «ЛИЛЯ», 2002. – 512 с.
3. Зигель Ф.Ю. Феномен НЛО. Наблюдения и исследования. – М.: «Инвенция», 1993. – 200 с.
4. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной / Предисловие директора Гос. музея истории космонавтики им.
К.Э.Циолковского Е.Н.Кузина; послесловие канд. филос. наук В.В.Казютинского. Составление, примечание
научных сотрудников музея Н.Г.Беловой, Л.А.Кутузовой, Т.Г.Чугровой. – М.: ПАИМС, 1992. – 256 с.
5. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванова и
др.; Под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 335 с.
6. Чернобров В.А. Энциклопедия уфологии / Вадим Чернобров. – М.: Вече, 2007. – 464 с.
7. Куницын Г.И. НЛО: Философский аспект. – М.: Союзуфоцентр, 1991. – 40 с.
8. Фомин Ю.А. Реальность невероятного. – М.: Интербук; Свердловск: ТПО Старт, 1990. – 208 с.
9. Якубовский Э.Г. НЛО вокруг нас. – Екатеринбург: Сред.–Урал. кн. изд-во, 1992. – 208 с.
10. Прохоров Б.Б. Экология человека. Терминологический словарь / Б.Б. Прохоров. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 476 с.
11. Сочеванов Н.Н. НЛО: На месте происшествия. – М., 1991. – 24 с.
12. Плужников А.И. НЛО и волшебные рамки. – М., 1991. – 57 с.
13. Ажажа В.Г. НЛО: Психофизический аспект. – М., 1991. – 32 с.
14. Вейнгерова Л.Я., Гурьев Д.Д. Разговор с невидимками. – М., 1991. – 40 с.
15. Науменко, Г.М. Инопланетяне и земляне. Свидетельства контактов / Г.М. Науменко. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 288 с.
16. Исхаков Р.Л. Формула Колтунова // Природа и человек («Свет»). – М., 1998. – №7.
17. Симаков Ю.Г. НЛО под микроскопом. – М., 1991. – 28 с.
18. Авинский В.И. Палеоуфология, или звездная предыстория человечества. – М., 1991. – 14 с.
19. Дэникен Э. Воспоминания о будущем / Пер. с нем. А.Б.Минервина. – С.-П.: Географич. общество СССР, 1991. – 122 с.
20. Прицкер Л.С. НЛО: За гранью видимого. – М., 1991. – 40 с.

Copyright © Казань-Космопоиск 2002 - 2017. При копировании материалов гиперссылка на "Казань-Космопоиск" обязательна.