Казань - имя космическое?

.

О происхождении топонима Казань существует шестнадцать версий. Об этом писал профессор Г. Саттаров в статье «Почему Казань назвали Казанью?» («Советская Татария» от 23 марта 1988 г.). Не берусь выдвигать семнадцатую версию, но все хотел бы поделиться своими предположениями, которые основываются на выводах палеоуфологии. Большинство существующих гипотез о названии нашего города сводится по существу к проблеме происхождения гидронима Казанка. Так, профессор Г. Саттаров рассматривает слово «казан», состоящее из древнетюркского корня «каз» - «рыть, копать, выкапывать» и суффикса «ан» страдательного залога причастия прошедшего времени,- что позволяет перевести «казан» как «река, прорывшая землю». А что если попытаться решать задачу по-другому? Давайте взглянем на небо, вспомним про «летающего дракона», или «крылатого Зиланта», который изображен на древнем гербе города.

В свете новых представлений в области космическо-мифологической фольклористики, чем также заинтересовались уфологии, распространенные у многих народов сказания о волшебных гусях-лебедях, небесных всадниках, огнедышащих летающих змеях и т. п. в
некоторых своих подробностях позволяют сделать вывод о возможных контактах древних людей с НЛО.

Об этом уже писалось в нашей прессе, так что не буду на этом останавливаться подробно. Обращу лишь внимание на то, что слово «казан» можно рассматривать еще и как производное от «каз» - «гусь, лебедь» и «ан» - «ум, разум». Таким образом, нельзя связать «умных гусей-лебедей» из народных сказок и «Зиланта» с древнего герба - с проблемой происхождения топонима Казань? Профессор Г. Саттаров и ряд исследователей связывают также название Казань с этнонимом «каз» - «гусь», так называло себя племя, обитавшее в древности на нашей земле. В сознании древних предков, как мы знаем, были закреплены многие представления о небесном, космическом в его связи с земным.Не случайно и многие татарские имена также небесного значения – Юлдуз, Кояш и другие.

Другая версия – у нее немало сторонников – ведет этимологию от слова «казан» - «котел». Все, кто имеет представление о «классической форме» НЛО, могут судить, что общераспространенное выражение «летающие тарелки» не совсем точно передают суть явления. Дискообразные летающие объекты как раз уместнее было бы назвать «летающими котлами» или «летающими казанами».

Писатель Р. Мустафин справедливо отмечает, что у кипчаков котел (казан) был своего рода символом власти. Во всяком случае, котел в вышеприведенных версиях – это не сосуд для приготовления пищи. Думаю, что имелся в виду котел как средство ритуальное, предназначенное для магических операций. Следовательно, идет речь прежде всего о власти тайных магических знаний. Древние маги, волшебники, колдуны – уж не современные ли «контактеры» имеются в виду?! Ведь магия (мы о ней конечно больше знаем как о лженауке) и белая, и черная – использует в основном эзотерические приемы установления связи с невидимыми сущностями из тонкого мира… почти как в современных описаниях «контактов с ВЦ»!

На подобные весьма смелые, как может показаться, аналогии натолкнуло меня одно обращение, которое желающие могут обнаружить в журнале «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете» (том ХХV выпуск 5, 1909 год).
«Юудучи де въ малолетстве ходил он, Яшка, в лес по ягоды, где явился ему неведомо какой человек Тимофей в одеянии бумажном и взяв его, Яшку, посадил в великий медный котел, в который и сам он, Тимофей, с ним сел, и в том котле их вместе на небо, неведомо кто, подняли…, где он, Яшка, у вышеописанного Тимофея в построенной деревянной избе жил полтора года и за тое его жития время он, Тимофей, дал ему рублевую монету да серебряную копейку и тему научился волшебствовать… И по прошествии полуторагодичного времени оный Тимофей его, Яшку, в том же котле и на то же месте, где взял, с неба спустил и велел, чтобы он, Яшка, по отяцки молиться приказал новокрещенцам…» (Из дел Синод. Архива за 1752 г. №635/153)

Таков отрывок из показания ново-крещенского вотяка Яшки, которое он дал в Вятской Духовной Консистории 20 февраля 1752 года. Его приводит И. Яковлев в сообщении «Как научаются ворожить и колдовать», отмечая, что эта история рассказывалась среди елабужских вотяков.

Мне чрезвычайно интересно было бы узнать, кто был этот Тимофей? И в каком котле они летали? И куда?! Ответов запись XVIII века не дает. Но и она, как кажется, позволяет нам расширить этимологию топонима «Казань» в космическом
направлении.

Президент татарстанского отделения МАЭН, доктор философских наук Равиль Лутфуллович Исхаков.

Источник: ж. Ребусъ,- №1,- 1991 год.

Фото А. Котуленко.

 

Copyright © Казань-Космопоиск 2002 - 2023. При копировании материалов гиперссылка на "Казань-Космопоиск" обязательна.