Тайны "подземной" Йошкар-Олы

.

Материал о подземном Царевококшайске, опубликованный в прошлом выпуске "Очевидно, невероятное" вызвал у меня неоднозначную реакцию. Но прежде всего, конечно, невольную улыбку - ибо текст этот полон фантастических небылиц и содержит лишь малую толику были. Вот о ней мне бы и хотелось сегодня поговорить.

 Ходы без выхода
Один из героев рассказа о "поземном городе" - легендарный купец Иван Пчелин. Народное предание гласит, что он, черемис из-под Яранска, появился в Царевококшайске в конце XVII века. (На самом деле Пчелины присутствуют в так называемой Царевококшайской переписной книге уже 1646 года.) За короткое время он стал богатейшим человеком - купцом 1-й гильдии. На самом же деле он возглавлял шайку разбойников, которая орудовала на Казан-
ском тракте.
На обильно политое кровью золото он построил Вознесенскую церковь с колокольней - возможно, замаливал грехи. Очень быстро закабалил окрестных крестьян - скупая за бесценок их товары и перепродавая их втридорога, при этом задабривая раз в году бесплатной водкой и закуской на "День Вознесения Господня". Даже много лет спустя этот праздник в народе называли просто - Ванькин день.

Старинная Йошкар-Ола. Фото: www.skyscrapercity.com
Старинная Йошкар-Ола. Фото: www.skyscrapercity.com
Пчелин построил кожевенный и винокуренный заводы (один из них находился в районе Сосновой рощи). Но самое главное - это многочисленные подземные ходы, начинавшиеся, по легенде, от его дома. Их насчитывается четыре. Один ход вел в Ванькин секретный склад, набитый золотом и находящийся где-то под двором его дома. Второй - в стоявшую рядом церковь. Третий подземный ход - через М.Кокшагу, в район нынешнего Вознесенского моста. Там раньше стояла плотина и мельница, куда продавший душу дьяволу разбойник ходил советоваться с нечистой силой. По преданию, у него была какая-то своя вера или секта. Четвертый ход растянулся аж на 34 версты и заканчивался рядом с болотом у реки Кундыш, около деревни Купланги.

Золото - бочками
Легенды приписывали удачливому Ваньке Пчелину богатства, которые спрятаны в подземных ходах, ведущих в подвалы, где у него якобы хранилось золото в бочках. Ходы, как предполагалось, шли от главного дома Пчелина, двухэтажного каменного, стоявшего неподалеку от Вознесенской церкви. Само это здание наводило царевококшайцев на мысли о том, что в нем могут быть спрятаны немалые деньги. Как писал в 1900 году в своем очерке "Царевокошайск" журналист В.А.Мошков:
"Всего оригинальнее потолок комнат: в каждой из них он представляет отдельный свод в виде четырехугольной, слегка усеченной пирамиды с изогнутыми наружу ребрами. В высшей степени загадочно, между прочим, устройство потолка в верхнем этаже: там комнаты, соответствующие малым окнам на переднем фасаде, имеют над собою низкие своды, а комнаты с высокими окнами имеют и высокие своды. Между тем, если подняться на чердак, под крышу здания, то потолок представляется оттуда совершенно ровным и плоским, что заставляет предположить, что над комнатами с низкими сводами имеются довольно обширные пустые пространства между сводом и полом чердака. Входа в эти пространства нигде нет, и никто в них не проникал, но предполагать их существование можно. Тем более, по преданию там были устроены секретные комнаты, в которых, по словам одних, хранились и даже теперь хранятся богатства, а по словам других, Ванька и его потомки были сектантами и в тайных помещениях под потолком совершали какие-то свои моления, стремясь, чтобы туда не проник чей-нибудь нескромный глаз. Кроме того, в стенах нижнего этажа в двух местах наблюдаются невысокие (около 1 аршина в высоту и около 11/4 до 11/2 аршин шириною) ниши, идущие в глубину стен приблизительно до половины их толщины. Сверху они заканчиваются полукруглым сводом. Назначение ниш в настоящее время остается не совсем понятным и дает повод предполагать, что они - не что иное как заделанные дыры в подполье или в подземные ходы.
В свое время один из учителей городского собрания, заинтересовавшийся подземными ходами, пробовал расшевелить дно обеих ниш, и оно, оказалось, состояло из мусора, плотно набитого в какую-то яму. Вынимая этот мусор, чтобы определить форму ямы, названный учитель углубился в обеих нишах до одной и до полутора сажен. В одной из них он дошел до поворота в сторону церкви и встретил здесь каменную стену, а в другой ни до поворота, ни до стены он не дошел, но побоялся рыть далее, так как стена, в которой была ниша, примыкала к яме с жидким содержанием, и эта жидкость могла залить раскопанную яму. Таким образом, эта попытка учителя окончилась неудачей, но он убедился, что дно ниши и ее свод идут вниз по наклонной плоскости, образуя ступеньки в толщину кирпича каждая.
Кроме того, против второй с левого края входной двери нижнего этажа, находящейся как раз против колокольни соседней Вознесенской церкви, каждую зиму, уже в течение многих лет, во время сильных морозов земля дает трещины постоянно в одном и том же месте по прямой линии, идущей от этой двери к колокольне. Это тоже указывает на возможность существования в том месте подземного хода, так как естественно, что земля трескается скорее всего там, где слой ее тоньше. Есть также какие-то подземные пустоты и под садом того же городского училища, находящегося против заднего его фасада. Раз, в начале зимы, учителя наняли для рубки дров одного черемиса, и вот последний заметил, что земля в том месте, где ему пришлось рубить, сильно колебалась от удара топора. Из боязни провала черемис этот переменил место рубки".
(Продолжение следует).

(г.Йошкар-Ола).

Автор: Александр СОКОЛОВ, историк-краевед.
Источник: http://www.marpravda.ru/news/ochevidno-neveroyatnoe/2013/12/19/tayny-podzemnoy-yoshkar-oly/

Copyright © Казань-Космопоиск 2002 - 2023. При копировании материалов гиперссылка на "Казань-Космопоиск" обязательна.